Вы тоже можете слушать как профессионал!

Я уже писал в этом пространстве, что для меня самым удивительным аспектом нашего призвания (помимо музыки) является то, как оно существует на пересечении логики и эмоций, науки и искусства. Оборудование, которое мы используем, сделано инженерами, применяющими научные принципы, но его цель — доставить чувственное удовольствие. Обе точки зрения справедливы.

Несколько инженеров воплощают оба подхода. Юрген рейс из MBL недавно сказал, что он начинает с объективной оптимизации дизайна — правильной технической части. Затем он говорит о звучании. Майкл Леви из Alta Audio недавно сказал мне, что он отказывается использовать определенную технику, которая заставила бы его лучше измерять характеристики динамиков, потому что это сделало бы их менее похожими на живую музыку. Таким образом, искусство и наука взаимодействуют в рамках проектных лабораторий аудиоиндустрии.

Когда конечные пользователи — аудиофилы — оценивают систему, нашим главным критерием является ее способность передавать музыкальную идею. Я полагаю, что это почти универсально. Многие из нас также хотят убедиться, что продукт получает правильную инженерную начинку, и именно поэтому публикует измерения наряду со своими субъективными обзорами.

Поучительно рассмотреть, насколько по-разному обстояли бы дела у конечных аудиофилов, если бы мы подходили к hi-fi так же, как это делают аудиопрофессионалы, — и здесь я имею в виду как инженеров, разрабатывающих наше оборудование, так и тех, кто записывает, микширует и осваивает нашу музыку. Если бы мы слушали так же, как они, то переживание было бы иным во многих тонких неочевидных нюансах, а именно:

Мы тратили бы по крайней мере часть нашего времени, слушая только один динамик. Много лет назад кто-то понял, что прослушивание в стерео усложняет оценку колонок. Прослушивание только одного динамика — без стерео, без пространственных эффектов — облегчает понимание того, что происходит со звуком.

Подход с одним динамиком поддерживается исследованиями — как правило, громкоговорители, предпочитаемые в тестах с одним динамиком, также предпочтительны в стерео. И все же, давайте посмотрим правде в глаза — опыт беден по сравнению с прослушиванием стерео в хорошей комнате. За исключением горстки энтузиастов моно, мало кто использует этот способ для удовольствия.

Мы бы слушали без боковых отражений. Дома и в обычных комнатах это обычно означает стены со звукопоглощающими или звукорассеивающими панелями. Среди аудиофилов это практически догма, что боковые отражения плохи, но…

В своей книге Sound Reproduction: The Acoustics and Psychoacoustics of Speakers and Rooms, Third Edition Кэл Рубинсон (Kal Rubinson) рассмотрел первое издание Floyd Toole пишет о проблемах с «фантомным изображением центра», создаваемым стереодинамиками, убедительно доказывая необходимость добавления третьего динамика в середине (но где в этом удовольствие?).

Вопреки здравому смыслу, такие проблемы смягчаются боковыми отражениями (примечание 1). Боковые отражения также могут улучшить разборчивость речи (примечание 2), и мы все знаем, что они могут расширить звуковую сцену при соответствующих условиях.

Это связано с более широким вопросом. При всех своих многочисленных достоинствах двухканальная стереосистема имеет недостатки. Не хватает информации из двух каналов, чтобы обеспечить правильный реверберационный музыкальный опыт. Стерео нуждается в помощи из комнаты. Боковые стенки помогают создать ощущение обволакивания.

И все же: инженеры по микшированию и мастерингу уже давно работают над тем, чтобы избежать боковых отражений. Мастеринг-студии часто строятся с «зоной без отражения» в таком месте, чтобы инженер мог точно услышать, что находится на записи, без какого-либо обогащения.

Известно также, что люди, разрабатывающие аудиооборудование, устраняют первые отражения. В статье JAES от 1979 года также цитируемой Toole, группа инженеров Yamaha сообщила, что при оценке звуковых характеристик разрабатываемых ими продуктов они слушали без боковых отражений. Но когда они слушали ради удовольствия, они слушали с рефлекторами. Это звучало лучше.

Мы слушали очень громко. Каждая запись, особенно акустической музыки, имеет уровень громкости, при котором она звучит наиболее реально. Это не тот уровень, на котором слушают инженеры-мастеринги, или обычно нет. Их цель-услышать как можно больше из того, что есть в записи, поэтому они делают это громче.

В своей книге Mastering Audio: The Art and the Science, мастеринг инженер Боб Кац (Bob Katz), который, кстати, предпочитает работать без рефлекторов, предлагает подход «калиброванный мастеринг». В студии, оборудованной таким образом, сигнал розового шума -20dBFS производит уровень 83 дБ (один канал) или 86 дБ (некоррелированный 2-канальный) в положении прослушивания; этот уровень, говорит Кац, является «сильной стороной» в музыке. Это может показаться не таким громким, но попробуйте. Я нахожу его агрессивно громким.

Чтобы быть ясным, это не тот уровень, на котором Кац предлагает работать. Для мастеринга он убавляет громкость оттуда, на 6 дБ для исходного материала с широким динамическим диапазоном или на 14 дБ для музыки, которая более сжата — более сжата к максимальной громкости. В то время как большая часть музыки будет тогда мягче –20dBFS, пиковые уровни будут на 20 дБ громче. В маленькой комнате для прослушивания это очень громко (примечание 3).

Мы слушали одну и ту же музыку снова и снова. Для критического слушания вам нужен не сюрприз, а знакомство. Это означает многократное прослушивание одних и тех же, знакомых, диагностических треков. Одним из фаворитов для тестов, упомянутых в книге Тула, является «быстрая машина» Трейси Чэпмена («Fast Car» by Tracy Chapman) — хорошая песня, пока вы ее слышите первые несколько сотен раз.

Что это доказывает? Просто слушать ради максимального извлечения информации и слушать ради удовольствия — это две совершенно разные вещи. Да, вы тоже можете слушать как профессионал — просто не ожидайте, что будете наслаждаться музыкой так же сильно.

————

Примечание 1: см. Shirley, et al., JAES Vol.55, стр.852

Примечание 2: см., например, https://bit.ly/2QK8kEW.

Примечание 3: любопытный факт: воспринимаемая громкость зависит от размера комнаты, даже при том же SPL—но моя комната для прослушивания довольно большая

Jim Austin 

Прокрутить вверх