Мы всегда с нетерпением ждем, когда ведущие производители проекторов приоткроют завесу тайны — что же «вкусного» мы получим в новом году?
Мы могли бы написать «авансом» и чувствуем себя немного виноватыми, но что еще делать в это темное и снежное время года как не сидеть в уютном кинозале и часами смотреть кино? JCV крайне последовательна в своем ежегодном обновлении линейки, и в новом году она даже преподнесла сюрприз, выпустив модель класса «mid-range» DLA-X55RB. Но в этом обзоре мы тестируем еще более серьезный аппарат DLA-X75RB: много Hi-end технологий, как E-Shift 2 и полноценная система управления цветом — посмотрим, в чем же их ценность, и за что мы платим?
Интересно, что мы были заинтригованы во время октябрьского «превью», несмотря на то, что новинка построена на том же «шасси», что и предшественники X7 и X70. Обычно JVC, подобно другим маститым производителям, отрабатывает двухгодичный цикл существования текущего дизайна, перед тем, как предложить принципиально новое. Но этот год стал исключением: они вложили в тот же корпус массу ноу-хау, заодно увеличив число моделей до четырех. Как бы то ни было, после 90 часов теста мы поняли — в чем идея, и оценили технологический прорыв JVC по достоинству.
Резюме
Это трудный обзор. Не потому, что у JVC что-то было не так или результат не оправдал ожиданий — наоборот, превзошел. И не из-за того, что конкуренты не дремлют и работы по анализу рынка больше — JVC успешно отстояла реноме «звездного» бренда. Слишком много сильных факторов — E-Shift 2, ряд значений памяти объектива, технология решетчатого фильтра, новый RF-эмиттер и новые «светосильные» очки, новый алгоритм подавления перекрестных помех — усложнили модель, сложившись нелинейно и усилив восприятие кино кардинально.
Спустя пару недель теста мы не получили неприятных сюрпризов и того, чего не ожидали. К хорошему привыкаешь. Высочайший уровень черного, ошеломляющая детальность темных сцен и глубина 3D — вот только начало нашего эмоционального подъема. Цветопередача после калибровки просто выдающаяся, а кинематографическая картинка X75RB заставляет отвиснуть челюсть даже у эксперта. Как ни странно, с точки зрения JVC это еще не революция, а эволюция, что неплохо для имиджа бренда. X75 набрал много очков на фоне референсных моделей предыдущих лет — путь героя будут сопровождать фанфары и свист восхищенных поклонников.
Конкуренция в этом году была жесткой, и сравниться с JVC могут немногие. Но одни запоздали с выходом новинок, почив на лаврах, другие отказались от «гонки вооружений» за «космической» оригинальной контрастностью, третьи предложили явно худшее за меньшую цену. Но в классе Hi-end принцип «хуже и дешевле» не всегда работает. Можно отточить 3D, соревнуясь с JVC, но пропустить нюансы качества 2D, коего в Мире 90%, или удариться в производство сверхпроизводительных и сверхдорогих моделей для контента, которого пока нет. Есть ли конкуренты, которые могут выйти на кинотеатральный «ринг» и по сумме качеств победить JVC? Честный ответ — нет.
В целом, «в лице» X75RB мы имеем замену референсных моделей X-серии предыдущих лет, которая даже превысила класс «референс» — с отличным 3D и «звездной» производительностью. JVC DLA-X75RB — теперь лидер, на которого можно равняться, и который победил с большим счетом по качеству и цене. Оценки Контрастность/динамический диапазон Уровень черного Цветопередача: заводские настройки Цветопередача после калибровки Шкала серого: заводские настройки Шкала серого после калибровки ISF и встроенная поддержка калибровки Обработка видео SD/HD Качество 3D Side-by-Side Качество 3D Full Frame Перекрестные искажения в 3D Комфорт/качество 3D-очков Сеть/DLNA/Интернет/Потоковое аудио-видео Функциональность Легкость управления/Меню/Пульт/Настройки Качество/цена Итог
Дизайн и подключения
Как мы заметили во введении, корпуса DLA-X75RB и «предков» X7/X70 одинаковы. Это значит, новое — в содержании, а форма — классика. Она, кстати, претенциозна — грубо это 455x179x472 мм и 16 кг веса. Финишная отделка — черный глянец, качество сборки — чистый Hi-end, что и естественно для данной ценовой категории. В противоположность бюджетным моделям DLA-X75RB имеет моторизованную шторку объектива, предохраняя высококлассные линзы от пыли. Оптический блок центрирован, а панели разъемов содержат исчерпывающий набор интерфейсов. Инсталляция, разумеется, на выбор — потолочная, или настольная с регулировками с помощью ножек.
Посмотрев на заднюю панель, найдем тот же набор разъемов — два HDMI, компонентный, PC/VGA, RS232C, порт 3D-эмиттера, и два триггера с питанием. Ниже — разъем питания 220 В, справа – кнопочная панель управления, на случай потери пульта. Новичкам, имеющим дело с «бюджетом», кажется странным, что здесь всего два порта HDMI, и они, торжественно подняв указательный палец, обвинят JVC в ограничениях шасси. «Профи» же снисходительно усмехнутся: концепция Hi-end всегда компонентная. При проекторе такого класса не иметь AV-ресивера с видео-коммутатором — это, по меньшей мере, дурной тон, если не профанация. В любом случае, желание «усеять» панель Hi-end «девайса» разъемами на все случаи жизни — детская болезнь. Тем более, в элитном ДК их все равно не хватит.
Пульт DLA-X75 — хорошая классика JVC от прежних лет. Почти то же самое с выверенной логикой расположения клавиш и приятной интуитивностью. Пульт лежит в руке как «родной», а главные кнопки оперативно доступны для большого пальца. Тактильное ощущение пластика — дорогой пульт, под стать проектору. «Клубничка» — «прямая» кнопка MPC для доступа к настройкам E-Shift: это замена прежней кнопки CMD.
Революция этого года — новые 3D-очки и RF-эмиттер, «общающиеся» по радиоканалу. Новый эмиттер маленький, по габаритам занимающий пространство разъема, он практически незаметен. Это грандиозный шаг после стандарта ИК. Мы испытали — никаких проблем связи и помехи в виде колонн и углов кинозала — тоже ничто. Более того, радиоканал — это широкая полоса для передачи команд и, как говорят математики — большая дискретизация. Новые очки (PK-AG3) ощутимо легче, плюс — у них большие, оптически более прозрачные стекла, что гарантирует хорошее светопропускание и обзор. Это сильный бонус.
Функционал и технологии
Это не 4К проектор в смысле матрицы, но это 4К проектор в смысле восприятия контента и, особенно – в смысле цены. Хотели бы Вы заплатить за отображение контента 4К, которого еще нет и который неизвестно (кроме маркетологам Голливуда) когда появится? А цену 4К плееров (которые, за исключением «навороченных» шумных десктопов, еще в проекте) Вы учли? Не лучше ли за старую цену кардинально улучшить зрительное разрешение Blu-ray, коих в Мире почти 100%? Вы, наверное, читали маркетинговые материалы о «настоящих» 4К-машинах, недоумевая — что за «миссионерство» по переделке Blu-ray проповедует JVC?
Но прошел год, массовый контент 4К – пока мечта, и мы стыдливо признаемся — а ведь JVC была дальновидна… Ее идея, вроде бы, проста — удвоить число пикселей Full HD за счет диагонального сдвига и наложения изображений. Вопрос в технологической реализации. И в зрительных ощущениях, что самое главное. E-shift, а затем и E-shift 2 делают это с успехом — при чем здесь критика применения терминов 4К, когда мы видим результат? Матрицы X75 имеют разрешение Full HD, но вместе с программно-аппаратным ноу-хау дают ощущение 4К-четкости картинки Blu-ray, которое доселе было недоступно. Заметьте — за прежнюю цену.
В меню X75 в отношении E-Shift произошли значительные изменения — теперь E-Sift 2 можно отключить, а в прежних моделях это было возможно только через сервисное меню. Мы получили выбор профилей для MPC, что есть часть системы E-Shift — это Film, High Resolution, HD, SD, Dynamic и Off. У каждой настройки доступны опции Enhance, Dynamic Contrast и Smoothing. Каждый выбор регулирует видимую резкость изображения и указывает приложение, где более резкое или контрастное изображение оптимально. В отличие от «оптимайзеров» конкурентов эти движки тесно увязаны с механизмом E-Shift 2. В прошлых моделях у нас не было такой гибкости настроек MPC, сейчас мы ее получили. В X70 E-Shift, как жестко включенная функция, не приводила к каким либо краевым и другим артефактам — технология добавила приемлемую четкость и улучшение восприятия динамики, что было большим достоинством. Теперь же, с большим числом параметров новой E-Shift 2 свободы стало больше, но и работать с ними следует внимательнее, чтобы получить оптимум.
Некоторые настройки дают значительную четкость и «бритвенные» линии, и если Вы ушли далеко от настроек по умолчанию, обработанная картинка будет заметно отличаться от оригинала. Скажем, настройки Film по умолчанию не вызывают нежелательных эффектов и дают приятную сбалансированную картинку. Но мощными инструментами следует пользоваться профессионально, зная, что делаешь — если, например, в сценах с дождем «перебрать» с настройками, кадр будет выглядеть стилизованным или мультипликацией со спецэффектами. Очевидно, что максимальные значения предназначены для экспериментаторов и экстремалов, желающих необычного и довольных новизной. Сложная комбинация движков — сугубо персональный выбор, но если Вы новичок и анализ изображения — пока не Ваше хобби, рекомендуем Film с настройками по умолчанию
Другая «изюминка» DLA-X75RB — полная совместимость с процедурой профессиональной калибровки (если это для Вас важно, и бюджет позволяет, мы всегда рекомендуем проекторы только этого уровня). Сертификат THX и встроенный пресет THX означают, что картинка проектора будет соответствовать высшим стандартам индустрии — вы это уже видели по сводной таблице оценок. О чем говорить, если алгоритм Screen у X75 подразумевает 255 пресетов для настроек под конкретные экранные полотна (а новые прошивки с сайта JVC эту базу данных постоянно обновляют)?
Настоящая технологическая «конфетка» X75 — наличие функции автокалибровки: используется встроенное ПО, отлично работающая в паре с внешними сенсорами Spyder4Pro или Spyder4Elite. Этот программно-аппаратный «ансамбль» делает сложную процедуру настройки шкалы серого развлечением! К сожалению, у нас нет Spyder4, вместо этого мы работали с Klein K10 и i1pro, где калибровка проходит вручную методом «step-by-step». И мы тоже достигли успеха. Но следует помнить, что шкала серого — важнейший этап калибровки, и «автомат» X75 — настоящая «палочка-выручалочка» для новичков с большими амбициями. Если у Вас есть профессиональный калибратор с поддержкой CMS и соответствующий требованиям ISF, будьте уверены: X75 с мощными возможностями редактирования гаммы и шкалы серого предоставит в финале безукоризненную «голливудскую» картинку.
Настройка Environmental Setting — интересная загадка. Вы можете ввести размер экрана, проекционное расстояние, цвет стен, и X75 должен автоматически подстроить картинку. Однако в нашем случае она была стабильна и визуально не реагировала на отклонения параметров. Курьез? Видимо дело в хорошо проработанной системе настроек по умолчанию и устойчивости изображения к незначительному влиянию внешних факторов. Скорее всего, система исправляет более грубые ошибки инсталляторов.
Память Объектива — то, что давно просилось в кинотеатральные проекторы в условиях форматной анархии, ведь на Blu-ray и DVD мы встретим всякое — 16:9, 21:9 и даже 4:3. Обладатели экранов 2.35:1 с удовольствием воспользуются 10 пользовательскими пресетами, где можно сохранить практически все соотношения сторон. Работает функция хорошо, избавляя от покупки дорогих анаморфных насадок и не уступая конкурентам. Пользователи широких экранов, наслаждаясь дома растянутыми «голливудскими» фильмами найдут картинку X75 элитной, особенно с учетом «магии» E-Shift 2. Но даже обладатели анаморфных линз обнаружат, что и в этом случае X75 на высоте, а в меню есть даже средства исправления дисторсий на криволинейных экранах.
Завершая раздел, отметим настройки Clear Motion Drive для интерполяции. Алгоритм не изменился с прошлых лет и остался тем же удобным пользовательским инструментом. X75 также сохранил совершенные моторизованные шторки объектива и пиксельную юстировку экрана по 121 точкам для прецизионного сведения панелей.
Меню
Те, кто знаком с предыдущими линейками X-серии, найдут, что внешне мало что изменилось. Новые функции добавлены в соответствующие вкладки, но в целом узнаваемость полная.
В главном меню, помимо 5 пользовательских, мы видим обширный набор заводских пресетов изображения — Film, Cinema, Natural (по умолчанию), Stage, 3D и THX. Из цветовых профилей можно выбрать много, причем секцию Standard в этом году обогатили профилем Rec.709. Другие настройки весьма разнообразны и для самых разных условий. Цветовая Температура 6500K хороша по умолчанию, настройки серого и Гамма имеют много пресетов и отдельное пользовательское меню. Уровни белого и черного, оттенки — с этим можно аккуратно и с пользой «поиграть», если у Вас в штате есть специалист, но мы рекомендуем оставить их как есть, сосредоточившись на шкале серого и гамме, которые являются самыми действенными инструментами для точной отладки картинки.
Как было сказано выше, здесь есть новые меню для MPC и окружения. Память Объектива имеет довольно «продвинутое» меню и персональную кнопку на пульте для прямого доступа и сохранения пресетов, а для CMD есть своя кнопка Вкл./Выкл., что вдвойне приятно. Наконец, в дополнительном меню мы можем настроить диафрагму с дискретностью в 16 шагов.
2D-изображение
Как мы и ожидали, DLA-X75RB успешно преодолел череду жестких двухнедельных тестов. Мы не выключали проектор 90 часов, чтобы фиксировать изменения производительности и применяли оптимальные методики в разных условиях. С гордостью докладываем: ни малейшей деградации яркости и качества картинки не обнаружено.
Линейка проекторов JVC предыдущих лет была лидером кинотеатральной гонки, и X75RB подтвердил высокий статус бренда. Калиброванная 2D-картинка, покоряющая глубочайшим черным, сенсационна — а что еще можно ожидать от JVC? Цветопередача исключительно хороша, особенно — естественные тона кожи и точные правдивые цвета, насыщенные как надо в сценах, где это необходимо. Мы просмотрели новейшие релизы Blu-ray, отобранные в соответствии с нашим высоким вкусом, сознательно
делая ставку на картинку от JVC. Фильм The Dark Knight Rises, сознательно подавляющий темными сценами в исполнении X75 был усилен визуально и эмоционально — думается, режиссер был бы доволен. Детализация, в частности — поры кожи, фантастическая, благодаря E-Shift 2 и режиму Film, не говоря уже о структуре крыш, стен и одежды. Но если в этом кино режиссер сознательно «завалил» черный, то King Kong и глава 48 Питера Джексона — проверенные тесты, и JVC передал все детали в тенях не просто корректно — виртуозно. Тщательно проработанная сцена на пруду, где Конг встречается с возлюбленной, вызывает какую-то зависимость от кинематографического шарма X75 — уж не знаем, сколько раз мы смотрели ее от начала до конца.
Разумеется, конкуренция в сегменте ДК сейчас жесткая, как никогда, но в условиях правильно спроектированного кинозала мы затрудняемся найти аппарат, который выиграл бы JVC изнурительное соревнование по созданию кинематографической ауры высочайшего уровня и естественной передачи контрастности оригинального контента. Другими словами, X75 — безапелляционный выбор для элитного Домашнего Кинотеатра.
3D-изображение
В прошлые годы X70 демонстрировал уверенную производительность на сложном 3D-контенте. Ключевые слова — «уверенный» и «сложный», что для владельцев X70 и фанатов 3D означает «очень хорошо и отлично». Но ведь владельцы элитных ДК просят «ах!», и DLA-X75RB взялся за эту задачу.
Следует напомнить о здравой позиции JVC в отношении 3D. 3D — это будущее, это здорово. И, раз уж мы, JVC, впереди, мы должны освоить эту технологию и реализовать ее максимально глубоко и правдоподобно — насколько позволяют современные технологии, вычислительные мощности процессоров и цена решения. Мы, JVC, отдаем себе отчет в том, что 3D — пока малая часть в Мировом масштабе потребления 3D-контента. К 3D люди относятся осторожно, слушая рекомендации по времени просмотра и осознавая, что пока главная ценность — великолепный контент 2D, которого 90%,а 3D — приятный «факультатив», отличное развлечение и полезное изучение нового. Но мы стремимся сделать так, чтобы на текущем этапе развития 3D оно выглядело максимально правдоподобно, и чтобы цена данного решения была соразмерна полученному качеству.
Инженеры JVC проделали серьезную работу по улучшению 3D в новой X-серии. Сюда вошла реакция на теорию некоторых пользователей — мол, проектор плюс лампа должны хорошенько разогреться, чтобы показать истинную производительность в 3D, и учет других пожеланий. Как ни странно, мы тоже втянулись, и наша рекомендация — дать любому проектору поработать в 2D полчаса, прежде, чем приступить к просмотру серьезного 3D. Но мы понимаем, что люди хотят получить 3D-удовольствие мгновенно. Такие увидят результат на X75.
Новые очки и RF-эмиттер отлично работают вместе, быстро синхронизируясь и не теряя связи. Пластик ощущения от пластика приятны, обзор широкий, очки легкие и сидят комфортно во время длительного сеанса. Очевидно, что JVC прислушивается к отзывам клиентов, и результат в новом 3D налицо. Хорошая работа!
Измерения: заводские настройки
Как обычно, в этом разделе мы начинаем измерения наиболее важных параметров, которые должны максимально соответствовать принятым стандартам кинематографии и ТВ. В процессе эксперимента мы находили наилучшие значения параметров контрастности и яркости, чтобы условия теста не влияли на конечный результат.
Тестируя JVC DLA-X75, мы испытывали всего несколько заводских настроек, в диапазоне от THX до пользовательских — отход от рекомендованных параметров всегда интересен, но давайте начнем с THX.
Примечание: эти измерения были сделаны после 90-часового «разогрева» DLA-X75RB.
Начав со шкалы серого, мы нашли привлекательно-параллельные линии красного, зеленого и синего, что предсказывало: калибровка должна сделать 100% идеал. Синий был на 5% ниже Красного, и Зеленый делал изгиб, пересекая Красный при повышении яркости, однако данный эффект давал практически незаметную желтизну в реальном тестовом материале, чего большинство пользователей просто не видят. Гамма микроскопически отклоняется в сторону 2.4, а правая часть совпадает с 2.2, но это в пределах погрешностей и никак не влияет на восприятие. Это значит — калибратору почти нечего делать.
Цветовой треугольник очень хорош, разве что в THX точка баланса белого лишь слегка смещена в направлении Голубой/Пурпурный – Зеленый/Красный. Суммарная ошибка DeltaE — незначительная 4-ка, и в большинстве важных точек цветопередача превосходна. Как ни странно, «разогревать» лампу полезно, хотя в случае X75 — это не первая необходимость.
Теперь перейдем к 6500K в пользовательском пресете и выбрав профиль Standard, получим следующие результаты.
Как видим, при данных значениях мы имеем результат, весьма похожий на поведение пресета THX, причем Гамма ведет себя чуть лучше на 2.2. Здесь мы видим прогресс, по сравнению с результатами профиля Standard прошлых лет, в смысле небольшого его
перенасыщения зеленым, красным и желтым. Сейчас есть отличный инструмент — CMS, чтобы точно свести цветовое пространство с Rec.709 без дополнительных манипуляций. На деле это — 5 минут работы.
Измерения после калибровки
Встроенная в X75 поддержка калибровки дает очень «аккуратную» картинку.
Это то, чего мы добивались с помощью калибраторов. Всего-то 5 минут, и линия шкалы серого — идеально ровная, ошибок не видно. Референсный уровень.
Итак, получить референсный цветовой профиль для X75 стоило минимальных усилий. Достаточно иметь неплохой профессиональный калибратор.
Обработка видео
Напомним: JVC DLA-X75RB «с ветерком» прошел все наши видеотесты. Мы не нашли никаких недостатков в смысле масштабирования SD-видео или деинтерлейсинга, а DVD проектор демонстрировал в соответствии со стандартами. Не было никаких ореолов, контурной радуги, и картинка всегда была адекватно четкой. Движение отрабатывалось без дрожаний и рывков. X75 в динамике способен показать референсный черный и пиковый белый, без искусственных настроек. В тесте детальности сцен фильмов X75 был «в ударе» — опять профессионал: клип с автомобильными гонками показал гладкую и четкую картинку без следов ступенчатости контуров.
В целом, мы впечатлены качеством SD-видео в исполнении X75. HD-видео — тоже стихия X75: отличное воспроизведение фильмов 24p и тонкостей 1080i без единого упрека. Что интересно: в режиме Film оценки «отлично» получены как со включенной, так и с выключенной E-Shift 2. Нет претензий к новой технологии. Однако, если Вы экспериментируете с большим числом настроек и параметров, будьте готовы уметь трактовать возникающие артефакты как результат неверного сочетания выбранных значений — подобно ухудшению динамики автомобиля при «забытом» стояночном тормозе.
Информация от производителя
Сверхвысокая четкость 4K изображения (3,840 x 2,160) с высокой оригинальной контрастностью 90,000:1 достигнута благодаря технологии D-ILA, новому оптическому блоку с технологией E-Shift2, включая обработку изображения по алгоритму Multiple Pixel Control. Проектор обеспечивает естественное 3D-изображение, предлагает
совершенный аппаратный конвертер 2D-3D, работающий в реальном времени, и набор профессиональных настроек 3D-изображения. Другими передовыми функциями являются: технология Real Colour Imaging, 7-мерное цветовое пространство, 255 пресетов настроек «под экран и окружение» Screen Adjustment Modes, алгоритм обработки динамичного изображения Clear Motion Drive, 10 настроек Памяти Объектива для быстрой адаптации формата изображения к формату экрана, регулировка панелей с шагом 1/16 пикселя, автоматическая шторка объектива, и среда Environmental Setting для наилучшего моделирования соответствия изображения условиям проекции. Главные достоинства модели — соответствие требованиям ISF и сертификат THX 3D.
Спецификации
Технология 0.7″ Full HD D-ILA (1920 x 1080) x3 Технологий e-shift Да (e-shift 2) Разрешение 3840 x 2160 (2D) Зум объектива 2X, моторизованный, f 21.4 — 42.8 мм,F 3.2 — 4 Сдвиг линз Моторизованный, +/-80% вертикальный, +/-34% горизонтальный Лампа NSH 230 Вт Световой поток 1,200 лм Ресурс лампы 4000 ч, экономичный режим Натуральная контрастность 90 000: 1 HDMI 2 (3D/Deep Colour/совместимо с CEC) Компонентное видео 1 (RCA; Y, PB/CB, PR/CR) Аналоговый RGB интерфейс 1 (D-sub 15-pin) RS232C 1 (D-sub 9-pin) Триггер 1 (mini jack, 12 В/100 мА) Порт для управления 1 (mini jack) Сеть (RJ45) 1 Интерфейс 3D-эмиттера 1 (Mini DIN 3-pin) Уровень шума 23 дБ (Экономичный режим)
Электропитание AC 110-240 В, 50/60 Гц Энергопотребление 360 Вт (0.4 Вт в режиме ожидания) Размеры 455 x 179 x 472 мм Вес 15.4 кг