Ухо человека неспроста имеет такую спецефическую форму. Человек может в точности определить направление на источник звука, благодаря отражению волн от выступов и впадин ушной раковины. Именно поэтому стереозвучание в кинотеатрах применяется уже 50 лет!
По мнению большинства, слух менее важен, чем зрение, человек с его помощью точно также ориентируется в пространстве. Первую стереустановку смастерил американец Харви Флетчер в начале 20-х годов.
Со временем двыхканальный звук распространился как по залам кинотеатров, так и по домам радиослушателей. Дальнейшее же развитие обьемного звучания затормозилось, так как изготавливать записи с большим количеством каналов еще не умели.
Первые варианты квадрофонических систем появились в начале 70-х годов. Сначала в задних колонках просто повторялся сигнал из передних, но это не давало расширения звуковой сцены. Затем был разработан способ размещения сигнала для задних колонок внутри общей записи и последующей дешифровки его при воспроизведении.
Кроме этого, был добавлен так называемый центральный канал, через который звучали в основном диалоги и реплики героев фильмов для лучшей их разборчивости и разделения со звуковыми эффектами. В то время развитие подобных систем было ограничено возможностями аналоговой аппаратуры, однако быстрая эволюция микропроссоров позволила уже в следующих поколениях систем объемного звука сначала специализированной микросхемой, а затем и цифровым методом. В этих системах уже предусмотрены эффекты реверберации, создающие вокруг слушателя акустическую атмосферу того зала, который был задуман звукорежессером.
Различные цифровые системы позволяют также использовать сжатие информации для увеличения числа каналов звука. Так появился отдельный канал для сабвуфера, а затем и дополнительные каналы для ближнего либо дальнего тыла.
В настоящее время технический прогресс воссоздать кинотеатр у себя дома. На что же нужно обращать внимание при выборе домашнего кинотеатра.
В продаже имеются комплекты, стоящие дешевле лицензионного BD/3D-диска с фильмом, но можнл подобрать набор и за шестизначную сумму. Разделим их на три категории. Во-первых, бюджетный вариант — кинотеатр в одной коробке. В этом варианте вся электроника, включая декодеры объемного звучания и усилители мощности, расположилась в корпусе BD/3D-плеера.
Части домашнего кинотеатра , относящегося к второй категории, придется покупать отдельно. Основой будет являтся AV-ресивер — аппарат, содержащий в себе декодеры и усилители звука. К ресиверу следует добавить BD/3D — плеер, с HDMI выходом для получения максимального качества сигнала. И тогда можно обратить внимание на последнее звено — акустику.
Звучание любой акустической системы всецело зависит от ее внутреннего объема. Напольная акустика сможет достоверно передать звуковую картину. Очень желательно, чтобы колонки тыловых каналов были такими же, как и фронтальных. Именно на это рассчитана фонограмма объемного звука Савбуфер не обязательно должен быть такой же фирмы, что и основные системы, — в дальнейшем его можно настроить, добившись гармоничного звучания. Выбира акустическую систему, необходимо учесть ее расположение в комнате. Не все колонки допускают близость стен и других прндметов, то же относится и к савбуферам. И совсем не стоит экономить на соединительный проводах и кабелях, они могут достаточно заметно повлиять на звук.
Если же бюджет покупки не является ограничением, существует третья категория домашних кинотеатров, High End аппаратуры. Она во многом похожа на вторую. Но тут ресивер будет разделен на два отдельгых прибора — AV-процессор и многоканальный усилитель. В таком сочетании исключается взаимное влияние этих устройств, которое может внести искажение в звуковую картину. Можно подбрать как комплект этих устройств, выпущенный одной фирмой, так и наиболее сочетающиеся аппараты разных производителей.